На занятиях свои ограничения: времени никогда не хватает, различия в подходе к проведению занятий в школах и "Сириусе" ограничивают поле творчества, к знаниям, вынесенным с одной мастерской, присоединяются знания отовсюду. Они путаются, притираются, иногда создают помехи. За всем этим приходится наблюдать, но вмешаться можно не всегда. Волнение ведет за собой заботу, а постоянно следить и подсказывать нельзя. Что педагог может и должен? Тут тоже ограничения.
Но что это я все о себе? Рядом со мной - потрясающе интересная группа участников семинара. Они...красивые. Добрые. Все воспринимают очень буквально. Про таких говорят - послушные, исполнительные, интеллигентные. Всегда готовы слушать, отвечать, записывать, выполнять, сдавать. Я расстреливаю их послушание неожиданными предложениями: написать историю цвета, задать семь вопросов к картинке, сочинить рассказ, кидая друг другу яблоко, высмотреть детали в репортажах разных эпох. Убеждаю себя, что вот-вот начнется творческий бунт. Но случается другое чудо.
Трепетные и послушные, привыкшие к заранее известному порядку действий, они отважно и слаженно работают на фестивале мастерских. При минимальных усилиях с моей стороны из небольших абзацев складывается репортаж с места событий. Вступление, основная часть, слаженные переходы, заключение, верно подмеченные детали, факты и эмоции - все, о чем мы говорили на занятиях, оперативно, в самом срочном порядке написано по ходу события и озвучено на сцене.