Но и настройка эта даётся нелегко. Могу — не могу, имею право — не имею… И вроде бы наедине с собой вопрос самооценки можно решить, но эти дети вечно расшатывают её своим поведением!
Когда удаётся выйти из собственного сумрака, взгляд упирается прямо в них — в детей. Можно испытывать разные чувства и эмоции, но очень трудно удержаться от сравнения себя с ними. Сравнение ведёт по двум путям. Первый неизбежно завершается утверждениями типа «А я в этом возрасте…», второй оставляет наедине с вопросом «А зачем я вообще им нужна? Они и так успешны, красивы, умны и знают больше». Испытание этим сравнением может закончиться быстро, если определить свою гибкую, универсальную роль в жизни подрастающего поколения, а может длиться вечно, но в любом случае оставит на память странное восприятие собственного возраста. И тут есть риск либо катиться в детство, либо усилить разрыв, искусственно набавив лет жизни.
О чём ещё не сказала? Ну вот хотя бы о том, что очень часто хочется стать немного родителем для тех, кто пришёл к тебе на занятия, особенно если заметно, что кому-то из детей любви не хватает. Такая подмена точно приведёт к личной трагедии. Или о том, что часто не хватает мужества казаться нормальной, слабой — проще быть неуязвимой, мудрой такой, на облаке. Я всё могу, я всё знаю, вы тоже такими будете, но потом. Бред! Иногда накрывает одиночество: как бы приятно вы ни общались, они — группа, а ты — отдельный элемент, абсолютное меньшинство. А ещё каждое занятие требует подготовки и продолжения. Рабочее время уходит в бесконечность. Начинаешь уговаривать себя, что не такое оно и рабочее, что это все по любви и балансируешь на границе между отстранённостью и полным погружением.