РАССКАЗ
СОСНЫ
В старом дачном доме на улице Камышовой всегда было много гостей.
Наташа, внучка первой хозяйки, и ее сын Павел много общались с жителями соседних участков, и каждый день в сырых затененных комнатах появлялись сорванцы-шестилетки – внуки хозяек соседних участков, девочки-младшеклассницы, которых родители вывозили из города на лето, и худые пареньки, друзья тринадцатилетнего Паши. Дом казался всем им привлекательным по разным причинам. Сорванцы приходили погонять кошек (Наташа и Паша прижили десятерых) и посмотреть на белку, которую Наташа заманила на веранду; девочки рассматривали огромную коллекцию видеокассет, ахали над клетками с хомяками, читали глянец, который Наташа копила в доме. Пареньки заходили поздороваться; Пашка увлекался мопедами, и все детали для сборки-разборки-тестирования хранились в подвале и сарае, поэтому парни в комнатах не задерживались. Места хватало всем: два высоких этажа, шестнадцать вольно заросших соток – цветы, кусты, сосны – и никто никому не мешал, и повсюду молодая жизнь.

Так было, когда жила здесь Антонина, старая хозяйка, и так осталось, когда Антонина умерла.

Наташа плакала, когда это случилось. Любви к бабушке, конечно, не было, но томили и тревожили мысли о том, что делать с огромным домом. Сын Пашка – единственный член семьи, но ему тринадцать, и грязный двигатель в мопеде интересует его больше, чем недвижимое наследство. Отца нет, мужа нет, в городской квартире всего две комнаты, а дом продать невозможно. Ну невозможно – продать историю семьи!

- Наташа, ты как?

В комнату вошла Лида – одна из тех мам-соседок, чья дочь почти каждый день гладила хомячков и кошек. Наташа подняла на нее глаза, ничего не сказала и закрыла лицо ладонями.

За Лидой потянулась ее дочь Соня. Аккуратная светленькая девочка тихо втекла в комнату и встала возле двери. За стеной голосили Пашка и Саша, дочка хозяев дома по другой стороне улицы: черепаха опять сбежала из своей коробки, и хоть мала была вероятность, что она уползла на улицу, искать ее на полу комнат первого этажа было непросто. И весело.

- Так, кыш отсюда, - Лида вытолкнула Соню в коридор и закрыла дверь.

Соня замерла возле закрытой двери и услышала, что Наташа рыдает, что мама говорит ей какие-то тихие добрые слова. Потом чуть громче: «Наташа, я скоро поеду в город, все, что нужно тебе, привезу. И попросим соседей, чтобы забор поправили». Соня слышала только мамин голос, и от того, что добрая Наташа, владелица большого дома с журналами и кошками и мама лучшего на свете Пашки, плачет, ей самой было больно почти до слез. Но жалеть Наташу ей не разрешили; она вздохнула и пошла искать Пашку и Сашу.

- Сонька! – Паша протянул к ней руки, покрытые черными пятнами масляной смазки. – Черепаха опять сбежала. Мы думаем, она в подвале, и туда пойдешь ты, мы так решили.

Саша захохотала.

- Хорошо, - тихо ответила Соня и пошла в сторону лестницы.

Сашка захохотала сильнее:

- Сонь, ты что, он опять издевается. Паша, ты дурак.

Паша хитро улыбнулся и опять потянул грязные руки к Соньке. Она готова была обнять его в ответ, но вдруг почувствовала, что его ладонь ровно легла на переднюю часть ее белой футболки. Сине-черный отпечаток Пашкиной ладони - на ее груди. Мама убьет.

- Паша, зачем?..

Пашка захохотал и убежал на улицу. Соня натянула футболку и попробовала стереть отпечаток рукой. Никак. Саша села рядом и приобняла подругу.

- Дети, идите сюда, - Лида звала всех в ту комнату, где так и сидела с безутешной Наташей. Соня и Саша пришли первыми, Пашка прибежал после того, как Лида кликнула его в окно.

- Паша, балбес, почему руки грязные? – устрашающе низко прошипела Наташа, глядя на сына влажными красными глазами.

- Мам, я сейчас помою…

- Дети, мы должны помочь тете Наташе, - начала Лида. – Вы знаете, ей тяжело сейчас, она одна осталась хозяйкой большого дома, в котором нужно навести порядок. Она сегодня подумает, с чего начать, завтра будете помогать ей. Я в город поеду по делам, вы слушайтесь, пожалуйста. Паша, ты мамин главный помощник, понял?

Паша кивнул и спрятал руки за спиной.

- А теперь свободны.

Наташа и Лида остались в доме пить чай, Пашка исчез за калиткой, Соня и Саша сели под яблоней возле дома.

- Саша, почему Паша все время делает гадости? – заплакала Соня.

- Паша тебя любит, мне кажется.

- Но разве, когда любишь, надо делать гадости?

- А что надо делать?

- Не знаю, но не такое. – Соня снова оттянула футболку, но не стала трогать пятно. На отпечаток указательного пальца Пашкиной ладони капнула слеза. – Мама меня убьет.

Вырица, 2011 год
Соне было девять, и никогда она не любила никого так сильно, как Пашку. В садике несколько мальчиков брали ее за руку, угощали конфетами и обещали, что как-нибудь достанут звезду – все сделают, чтобы она была с ними. Соня охотно подавала руку, слушала обещания, улыбалась, и все это ей очень нравилось. Во втором классе тоже случилось — однажды Витька из ее класса взял за руку, когда они шли за учительницей и экскурсоводом по залам Русского музея. Кто заметил, те начали шушукаться и говорили, что у Вити с Соней любовь. Все это со временем растворялось где-то, и Соня совсем не расстраивалась, даже не всегда замечала. А вот с Пашкой было по-другому.

С того самого года, когда ее, шестилетнюю, привели в дом к Наташе и познакомили с Пашкой, с того лета, когда она, ослушавшись маму, пошла вместе с Пашкой и его друзьями на другой конец улицы смотреть коровник, она начала думать, что любовь – это только он. Зимой, в городе, они никогда не встречались, но летних месяцев вполне хватало, чтобы чувство Соньки росло, крепло и проживало учебный год. За этим внимательно следила Сашка, одноклассница Сони. Желая помочь подруге, она как-то уговорила ее спеть Паше песню с признанием.

- Очень простая песенка, смотри. «Я маленькая девочка, я в первый класс хожу…» Нет, нам не подходит, мы уже первый класс закончили. Так давай: «Я маленькая девочка, я во второй класс пойду…»

- Неправильно получается, - заметила Соня. – Криво поется.

- Ну, ничего страшного. Продолжение такое: «Купите мне сандалики, я Пашеньку люблю».

Соня покраснела.

- Я не буду это петь!

- Почему?

- Дурацкая песня потому что.

- Нормальная. Давай повторять: «Я маленькая девочка…»

Соня мучалась, но песню выучила и однажды спела ее. Она, Пашка и их мамы возвращались с речки. Перед тем, как разошлись по домам, Соня тихо спела, как ее учила Сашка. Неловко вышло; мамы улыбнулись, Пашка убежал. Никто ничего не сказал; Лида крепко взяла дочь за руку и повела домой обедать.

- Саша, он ничего не сказал, - делилась потом Соня с подругой.

Саша задумалась.

- Ну, не знаю, хорошая песенка.

- Я не буду больше ничего такого делать, не уговаривай, - попросила Соня.

- Хорошо, дай пять, - и ладони девчонок соединились.

Соня больше не говорила вслух о своей любви, но всем и так было понятно, что происходит, если девочка смотрит на мальчика большими глазами и всюду следует за ним.


Река Оредеж, Вырица, 2016 год
Мама действительно ругалась, хотя зачем было ругать Соню, если пятно на белой футболке поставила не она. Но более резких слов девочка боялась, что мама больше не пустит ее в дом к Наташе и Паше. Мама, подумав, решила все же отпустить: неудобно, обещала, что Соня поможет наводить порядок.

И Соня, надев старую темно-серую футболку, собрав волосы в хвост, отправилась помогать.

Они с Сашей пришли в старый дом, держась за руки, готовые ко всему. Наташа развела подруг по комнатам:

- Саш, на веранде тетя Оля с Костромской разбирает посуду, помоги ей, пожалуйста. Соня, Пашка наверху, там старые игрушки и какие-то личные вещи бабушки. Пойдешь к нему?

- Да, спасибо!

Соня поднялась по узкой темной лестнице на второй этаж.

- Паша, ты здесь?

- Я на веранде, иди сюда!

Пол был завален опасными для детских ног предметами, и Соня медленно, ведя руками по холодным стенам, прошла через коридорчик на застекленную веранду. Увиденное заставило улыбнуться. В орнаменте белых оконных кружев, через маленькие стекла которых в комнату шел приглушенный зеленоватый свет пасмурного дня, поместилась картина «Мальчик в пыли и бардаке» — лохматый Паша с пыльным лицом и грязными руками.

- Привет, иди сюда, расскажу, что делать.

Соня еще более осторожно, чем в коридоре, прошла к Пашке.

- Короче, я тут ящики разбираю, в них инструменты, гвозди какие-то. А там вон игрушки, бабушкины вещи, книг немного, можешь ими заняться.

- Ладно.

Пашка отвернулся к ящикам, и Соня застыла. Обстановка была замечательной. Они вдвоем, заняты делом. Он не грубит, она ему помогает. Он лучше знает, что делать, а потому кажется ей как никогда сильным; она улыбается, слушает и смотрит на его худую спину. Не позволив восхищению и нежности полностью обездвижить ее, Соня наклонилась и взяла с пола маленькую жестяную шкатулку.

- Паша, смотри, какая штука! Тут нужен ключик. Не знаешь, где он?

- А? – Пашка поднял лохматую голову. – Да ну что за фигня, брось ее.

Соня отложила шкатулку и потянулась к большой коробке с книгами.

- Совсем разваленные выбрасывать? – крикнула Пашкиной голове.

- Да, вон там в углу большой мешок.

Соня села на маленькую табуретку и занялась коробкой. Не увлекаясь содержанием книг, сортировала их: направо – те, что еще можно поставить на полки, налево – порванные, грязные, мятые, утратившие цельность. Когда коробка опустела, она нашла взглядом Пашу: он уже переместился в дальний угол большой веранды, где стояла маленькая тумба. Соня опять залюбовалась: лохматая голова, быстрые движения, ни слова вслух. В ней набухала нежность. Очень хотелось снова быть полезной, но, прежде чем она набрала воздух в грудь, чтобы спросить Пашку, не нужно ли чего, Наташа громко позвала с первого этажа:

- Дети, обедать!

- Наконец-то! – взметнулся Паша и побежал к лестнице. За ним решительно и осторожно пошла полная нежности Соня.

Черпая рассольник из тарелки с петушком на дне, она все думала, что же делать с тем, что у нее внутри. А внутри как будто родилось самостоятельное живое существо, мягкое, круглое. Оно шевелилось в Сонькиной груди, стукалось о ребра, просилось обнять скорее Пашку и признаться в любви. Выпустить существо почему-то было трудно. Непонятно, во-первых, где же дверца в груди, которую нужно открыть, чтобы существо вышло. Во-вторых, Соня все еще не простила Паше пятно на белой футболке. Как можно подпустить мягкое круглое существо к тому, кто все время делает гадости?

С этими мыслями после обеда Соня ушла в комнату, в которой еще не так давно жила старая Антонина. Большая кровать и маленькие шкафчики напоминали крепостные стены, и, глядя в окно-бойницу, Соня надеялась, что придумает, как быть дальше. Но подумать не получилось: за дверью хохотали Паша и Саша.

Соня выглянула в коридор и увидела Пашу, который надел на голову очень старую кепку прадедушки. Кепка была больше Пашкиной головы, некрасивый квадратный козырек погнулся – нелепая, очень смешная затея. Соня улыбнулась и приготовилась наблюдать. Под смех Саши Пашка покривлялся, снял кепку, бросил ее на диван и пошел к лестнице на второй этаж, мимо двери в комнату, где пряталась Соня. Сердце Сони застучало быстро и громко, как будто круглое существо внутри заволновалось. Когда Паша подошел совсем близко, чудовище сильно толкнуло девочку в левый бок, и она выдавила:

- Паша, зайди в эту комнату.

Он зашел молча. Соня закрыла дверь, встала прямо перед ним, вдохнула так, чтобы воздуха хватило и ей, и мягкому существу, и, обвив Пашу руками, сказала на выдохе:

- Я тебя люблю.

Ее нос был плотно прижат к Пашкиному животу, и, когда он дернулся, чтобы выбраться из объятий, было немножко больно. Так ничего и не сказав, Паша вышел в коридор и крикнул:

- Сашка, ты где? Я тебе такое сейчас расскажу!

Соня опустилась на большую кровать; тело было очень тяжелое, будто существо внутри чувствовало и делало все то же, что она. Стараясь дышать ровно, Соня услышала:

- …она обняла и сказала: «Я тебя люблю». Прикинь?

Паша и Саша смеялись вместе. Соня заплакала: нет больше любви, и друзей тоже нет. Какая может быть дружба, если они смеются над ней? Паша, наверное, никогда больше и близко не подойдет.

Существо в ее груди затихло, но плакала она как будто за двоих. Большая кровать покойной Антонины усиливала тревогу и одиночество, но Соня не могла уйти из комнаты, где совершился ее позор: если они увидят, как она плачет, точно конец дружбе. А так, если высушить слезы одной, может быть…

- Соня, что случилось?

Наташа вошла в комнату, села рядом и приобняла девочку.

- Они… они смеются… - хлюпала Соня.

- Над тобой?

- Я… я сказала Паше… что я его люблю…

Наташа улыбнулась так, чтобы Соня не заметила, и прижала ее к себе.

- Бедная моя девочка. Я сейчас найду Пашу и скажу, чтобы извинился. Паша, ты где? – крикнула она в коридор. – Немедленно зайди в комнату прабабушки!

Пашка вошел с кривой улыбкой.

- Быстро извинись перед Соней.

- За что?

- Быстро, я сказала!

- Не буду, я ничего не сделал!

Наташа резко встала и вывела сына в коридор.

- Ты что творишь? – она схватила его за ухо. – Думаешь, сильно большой? Что я скажу Сониной маме, когда она вернется из города? Что Соня плакала, потому что мой сын – дурак? Лида мне помогает, а я отвечаю за ее дочь, пока девочка тут, со мной. Никаких слез в этом доме сегодня. Ты сейчас пойдешь и извинишься. Понял меня?

Пашка кивнул и вернулся в комнату.

- Соня, извини меня, - глядя на свои кроссовки, выдавил Паша. – Я больше не буду тебя обижать.

Соня подняла на него заплаканные глаза и улыбнулась.

- Хорошо!

- Значит, мир?

- Мир!

Они скрестили мизинцы, и существо в груди Сони снова зашевелилось.

- Ну, пойдем наверх? Надо там закончить.

И Соня снова пошла за Пашей, чтобы помогать, быть рядом и любоваться лохматой головой. Он извинился, значит, теперь все будет хорошо.

Вырица, 2010 год
В выходные приехал Сонин дедушка. Лида затеяла шашлыки и позвала Наташу с Пашей. Наташа отказалась: муж соседки вызвался помочь починить забор, и время у него было только в тот вечер. А Пашка пришел – чистый, веселый, с приветом от мамы и вкусным кетчупом. Наевшись мяса, дети ушли от самодельного мангала из кирпичей и уселись в гамак.

- Паша, а я через две недели поеду в лагерь, представляешь? – тихо заговорила Соня.

- Ого! Далеко?

- Не знаю. Мама говорит, от нашего дома два часа ехать.

- Ничего себе. А надолго?

- На три недели.

- Круто! А что ты там будешь делать?

- Мама говорит, там есть озеро, можно купаться. Не знаю, там будет много других детей, играть, наверное, будем, гулять, что еще летом делают.

Паша ткнул носок кроссовка в землю и нарисовал дугу.

- Если тебя кто-нибудь обидит, напиши мне письмо. Я приеду и заберу тебя оттуда.

Соня улыбнулась:

- Ладно!

Существо в груди заурчало и улеглось, согревая и успокаивая сердце. Соня откинула голову и стала разглядывать болтающиеся на ветру ветки сосен, на чьих стволах крепился гамак. Ветки танцевали на фоне кучерявых облаков, и было немного страшно – вдруг все это сейчас упадет на счастливое лицо Сони?

Со стороны костра тянулся запах новой порции шашлыков, доносился смех взрослых, которые открывали вино. Паша молчал и рисовал фигуры на земле носком кроссовка. Соня смотрела наверх и силилась беззвучно спросить у сосен:

- Это ведь – навсегда так хорошо?

И сосны скрипели ей в ответ, не имея в виду ничего конкретного.

Ноябрь 2018

Made on
Tilda