Слово — и не только в начале
Мне повезло: я помогаю талантливым детям учиться писать тексты. Я делаю то, что люблю, и люблю то, что делаю. Иногда дети говорят: «Тяжело вам с нами, наверное…». А я говорю — нет. Нет, нет и нет. Легко! Особенно тогда, когда получается работать в режиме диалога, а результатом обмена представляются хорошие тексты и счастливые лица. Бывает, что работа выходит далеко за рамки отведённого на неё времени, но я и тут не устаю. Бывает, что приходится много раз повторять одно и то же… Но это абсолютно нормально.
И честное слово: я никогда не устану…
…говорить детям, что они не обязаны угождать нам, педагогам. Угождать вообще никому не стоит, разве что себе самому. Но в глазах школьников очень часто читается страх не понравиться и/или сделать что-то неправильно. Большинство из них хорошо знает, что оценивание — явление субъективное, во многом зависящее от скрытых предпочтений учителя, а ответы и выполненные задания бывают в основном только двух видов — правильные и неправильные. Хочется быть хорошим, делать все правильно. Ходят слухи, что именно от правильности выполненных заданий зависит судьба каждого ребёнка… Это неправда. Но и поверить в это трудно. Поэтому буду повторять: «Вы не должны писать текст, чтобы угодить мне».
…напоминать детям, что они имеют прямое отношение к своему успеху. С самооценкой в школьном возрасте сложно. Как правило, перекос идёт либо вниз, либо вверх. Но говорить о том, что успех человека — его личное дело, измеряется он количеством и качеством вложенных в работу усилий автора работы, нужно всем. Чтобы уравновесить внутренние стремления, чтобы школьник не слишком слушал окружающих, а больше — себя. То же неплохо бы понять и повторять про себя родителям. Но скрывать не стану: очень приятно и радостно, когда твои подопечные благодарят за причастность к успешной работе. Наверное, так и должно быть. Главное помнить: ответственность в успехе нужно делить.
…акцентировать внимание на их талантах. Способности и умения скрывать от общественности очень трудно: отношения в коллективах складываются по принципу «кто больше умеет, с того больше спрос». Кто талантлив, тот на виду. Но вот в чем загвоздка: есть таланты очевидные, а есть — не вполне… Как вот в стихотворении А.Дементьева: «Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы». Среди пишущих кто-то изъясняешься просто и красиво, кто-то мастерски подбирает метафоры, кто-то ловко работает с цитатами, аллюзиями, реминисценциями… На это нужно указывать обладателю таланта, чтобы в случае возникновения трудностей и встречи с ошибками картина мира молодого автора не рушилась полностью.
… задавать наводящие вопросы. Не люблю прямую критику. Ненавижу императив. Повелительное наклонение — едва ли не худшее, что может приключиться с нами в любых отношениях. Чтобы указать на неудавшийся момент и помочь что-то исправить, лучше всего задать вопрос. Сначала — любой: что это, а как вы так сделали, как такое получилось. Затем: как это можно изменить? Если уж с вопроса начать не получается, попробуйте дать совет: здесь имеет смысл исправить, тут можно дополнить… И не забудьте при этом напомнить тому, кому помогаете, что критика не имеет отношения к его личности, исключительно — к его тексту.
… выражать свои чувства. Когда я получаю удовольствие от общения с детьми, а это происходит почти всегда, я стараюсь говорить об этом. Когда не получаю, ищу, чему порадоваться в процессе. Психологи и просто наблюдательные люди согласятся, что умение говорить о чувствах и эмоциях сближает. Лучше говорить о хороших, но о негативных тоже нельзя молчать. Расстроена — так и скажу. Отношения с детьми не должны быть вбиты в деловые рамки, и участвовать в них должен весь человек, а не только его часть, отвечающая за автоматические действия по достижению целей.
Made on
Tilda