4.
Когда я начала что-то понимать?
Не так уж и давно. И чем больше я пытаюсь понять – и понимаю, как мне кажется, - тем хуже мне становится. Понимание положительно отражается на качестве жизни, но отчего-то никак не помогает достигнуть гармонии. Поэтому так хочется… Надоело повторять, чего хочется.
Я не психолог, не преподаватель, мне трудно давать ссылки на какие-либо источники, кроме собственного фонтана. Но, как мне кажется, понимание приходит, когда перестаешь делать следующие вещи:
1. Оправдываться. В этом слове принципиальное значение имеет возвратная частица «ся». Себя! Себя нельзя оправдывать. Самооправдание – это инфантилизм и глубокий страх. Но, как поется в песне, «там, где страх, места нет любви».
2. Собственно, бояться. Страхи парализуют и пеленают в кокон, а когда руки завязаны, на что ты способен?
3. Повиноваться привычке. «Замена счастию» - конечно; но, если будешь бить всегда в одно место, никогда ничего не поймешь.
4. Искать простые решения. Меня долго учили, что все просто, но это тоже нужно понять. Что ты поймешь, если всегда упрощаешь себе жизнь?
5. Говорить «никогда». Во-первых, никто не знает, что и когда, во-вторых, за словом «никогда» всегда идет «не». Зачем?
6. Поддаваться эмоциям. Об этом я уже говорила.
Можно было сказать проще. Все это вместе называется расширением сознания. Когда, как, при каких обстоятельствах твое сознание начнет расширяться, предугадать трудно. Может, тебя воспитают правильно и объяснят, что кирпич просто так на голову не падает, что многое зависит от тебя лично. Может, с тобой произойдет что-то нехорошее, открывающее возможности…Придется подготовить себя к тому, что будет тяжело, и захочется все того же.
Мне повезло. Прошлым летом меня научили не бояться. Не объясняли, правда, что с этим делать. Но тогда же пришло понимание, что я сама себе могу многое объяснить, и даже – должна. Я объяснила себе, что многое могу; что в момент принятия решения, касающегося собственной жизни, слушать нужно больше себя, но, когда надо как-то отрегулировать отношения с другим человеком, - его, другого; что, в идеале, стоит говорить меньше, особенно о своих планах, а слушать - больше.
С тех пор, как я все это поняла, мне не давала покоя метафора второго рождения; казалось, что я только начинаю жить. Первые попытки осознать и понять оказались успешными – я смогла устроить свое существование так, как мне хотелось.
Я занималась объяснением себе себя и происходящего вокруг весь остаток года. А в начале нового существование стало невыносимым. Я научилась отвечать себе на все вопросы, но оставался один – зачем мне это умение?
«Бросили – плыви», - рассказывал мне друг о некоем третьем лице, которому, как казалось другу, пришлось в жизни нелегко. Я разжевала и проглотила эту фразу чуть ли не с обидой, тут же отругав себя за инфантильность. Мне тогда уже было тяжело; я не понимала, как друг не видел, что мне тоже – как, в общем, многим, - приходится нелегко. Что я тоже – плыву, не умея плавать. Разница положений заключалась в том, что я бросила себя сама. Добровольно. (И такой момент – друг все видел; но моя обида – признак того, что плавать я пока так и не научилась).
Собственно, все дело в том, что я сделала выбор. На столе передо мной стояли пузырьки с этикетками, ничего не обещавшими, но обозначившими возможности. Я выбрала один, темно-синий, с надписью «самодостаточность». Выпила, бросилась в воду и поплыла.