СЧАСТЬЕ С ГРАНИЦАМИ
Посвящается участникам мастерской репортажа
в ОЦ "Сириус" (апрель 2017).
Мудрые люди говорят, что настоящее творчество начинается там, где есть ограничения. Опыт показывает, что и профессионализм - способность все свои таланты и умения посадить в комнату одной идеи. Жизнь намекает, что счастье - умение выбрать лучшее из предложенных обстоятельств. Эти мысли нравятся мне все больше и больше, поэтому я постоянно ищу новые ограничения. А еще пользуюсь служебным положением и настойчиво ограничиваю детей, которые встречаются на моем пути. Ужасно сложно. Но без этого мы дружно будем стоять на месте. А так - не стоим.
Я обожаю подготовку к занятиям. Количество часов и наличие "продукта" как обязательное условие - восхитительные ограничители моей творческой энергии. В конце марта мне нужно было создать план занятий семинара "Основы репортерского мастерства". Дано: девять встреч по полтора часа, обязательно - чтобы было живо и разнообразно, а десятая встреча - фестиваль мастерских, куда, пожалуйста, результат. Закономерное волнение сменилось азартом. Нарисовав простенькую интеллект-карту, я представила себе, чем и как хочу заняться на этом семинаре, и составила план.
С планом на листке и еще запасным в голове я выхожу к ним - моим...ученикам, подопечным?.. Ужасно волнительно. Мало того, что меня слушают, на меня смотрят.
Надо ведь умудриться привлечь внимание, а потом обратить взгляды слушателей в себя, на окружающие их предметы, попробовать все это соединить и начать творчество.
На занятиях свои ограничения: времени никогда не хватает, различия в подходе к проведению занятий в школах и "Сириусе" ограничивают поле творчества, к знаниям, вынесенным с одной мастерской, присоединяются знания отовсюду. Они путаются, притираются, иногда создают помехи. За всем этим приходится наблюдать, но вмешаться можно не всегда. Волнение ведет за собой заботу, а постоянно следить и подсказывать нельзя. Что педагог может и должен? Тут тоже ограничения.
Но что это я все о себе? Рядом со мной - потрясающе интересная группа участников семинара. Они...красивые. Добрые. Все воспринимают очень буквально. Про таких говорят - послушные, исполнительные, интеллигентные. Всегда готовы слушать, отвечать, записывать, выполнять, сдавать. Я расстреливаю их послушание неожиданными предложениями: написать историю цвета, задать семь вопросов к картинке, сочинить рассказ, кидая друг другу яблоко, высмотреть детали в репортажах разных эпох. Убеждаю себя, что вот-вот начнется творческий бунт. Но случается другое чудо.
Трепетные и послушные, привыкшие к заранее известному порядку действий, они отважно и слаженно работают на фестивале мастерских. При минимальных усилиях с моей стороны из небольших абзацев складывается репортаж с места событий. Вступление, основная часть, слаженные переходы, заключение, верно подмеченные детали, факты и эмоции - все, о чем мы говорили на занятиях, оперативно, в самом срочном порядке написано по ходу события и озвучено на сцене.
Я почти разрешаю себе мысленно оказаться на их месте и догадываюсь: было бы страшно.
Но я находилась на своем, очень верила в общий успех и, наверное, как-то так и намолила его.
Мне почему-то кажется, что теперь все будет по-другому - и у меня, и у них. У всех по-разному, но у каждого - по-другому. Я полечу домой с обновленным набором установок. А они будут искать возможность сохранить себя в большом образовательном центре, где все время нужно быть на виду, что-то писать, смотреть, слушать. Море совсем рядом, а подойти к нему нельзя; дали тебе несколько этажей креативных пространств и необычных учебных кабинетов - вот тут и развивайся. Не дают гулять одному - смотри на тех, кто рядом, и ищи общее. Путь к счастью как-то так и проходит.
Made on
Tilda