То есть первое проявление болезни (дебют, как говорят мои любимые врачи) и все рецидивы можно привязать к сильным стрессам. В моём случае это и не вполне успешное (по меркам перфекциониста) окончание школы, и провальное поступление в университет; годами позже - исследовательский неуспех в магистратуре, болезненные расставания, упрёки в собственный адрес по поводу работы в частности и устройства жизни в целом. Может быть, что-то ещё. Но ведь перфекционизм и низкая самооценка - явление нередкое, а болеют не все держатели этих тараканов. Ерунда какая-то выходит. Я была бы рада, если бы заболевание костного мозга объяснялось стрессом, но аргументов не хватает, а потому и спокойствия нет.
Я продолжаю вспоминать все, что говорили мне врачи по поводу причин заболевания. Ничего особо не говорили. Может - радиация (откуда?!?!), может - действительно стресс. Я никогда не слышала от них, что неэффективное распоряжение эмоциями делает меня нездоровой, хотя мелькали замечания о "неправильном настрое": даже врачи признают, что отношение к происходящему и возникающие эмоции влияют на ход лечения. Но и это все неубедительно, поэтому я продолжаю искать.
И нахожу одно тяжёлое воспоминание. В период затишья моей болезни я пробовала и другую роль - друга того, кто болеет. История прекрасной, глубокой дружбы длилась год и завершилась потому, что друг ушел. Мне было девятнадцать, и пережить смерть доброй, мудрой, красивой девочки двумя годами старше казалось невозможным. Но я справилась и сохранила очень много слов и смыслов. В частности, отрывок нашего разговора о рецидивах. "Когда это случилось со мной в третий раз, - говорила она, осторожно нарушая вечернюю тишину больничной палаты, - я спросила себя: что я опять делаю не так? Мне казалось, что я все поняла, сделала выводы, изменилась... Но вот опять..." Сейчас у меня хватает сил не плакать, прослушивая про "не так"; и я вижу, что эти слова за прошедшие годы не растеряли глубины и мудрости. Внутренне я согласна теперь, что заболевание - это урок, недобровольное дополнительное занятие с обязательным экзаменом. "Не так" - это ведь о себе, по отношению к себе. Иногда это "не так" оценивается болезнью. Но ведь и это ничего не объясняет!...