МАРУСЯ
Когда охватывает страх перед непредсказуемостью мира, я вся собираюсь и напрягаюсь, как любой зверь в минуту опасности. Это инстинкт самосохранения - собраться, скукожиться и выжить. Природой дано. Но когда напряжение тела превращает его в камень, человек перестает быть человеком - я перестаю быть собой и бросаю себя в опасность. От страха смерти кидаюсь прямо на нее - безоружная, доказываю что-то; а она просто - рвет меня, мнет, роняет на землю и уходит. Научись, мол, сначала уважать себя и старших, тогда и поговорим.

Мне было очень страшно, когда в моей жизни появилась Маруся. И я на время перестала быть собой.
Сначала я подумала, что эта девочка - ангел утешения, который очень вовремя оказался рядом: в баюкании тревоги я больше всего и нуждалась. У Маруси большие серо-голубые глаза, которые еще не научились говорить то, чего нет, но уже приобрели глубину, достаточную для того, чтобы начать искать в них большее, чем детский взгляд. У Маруси очень светлые, почти белые волосы, и кожа тоже белая. Ни в волосах, ни в коже нет, конечно, небесного свечения, вообще ничего божественного и даже особенного нет, но образ при такой внешности складывается очень трогательный. Маруся очень тоненькая - настолько, что хочется запретить ей передвигаться в пространстве: слишком много опасностей, которые разрушат ее трогательную белизну. Да это не девочка! Это - икона. Красивое изображение идеального человека; я поставлю его в красный угол, чтобы иногда смахивать с лица пыль и читать молитвы, глядя прямо на неё: спаси, помоги, избави… Я принесу ей свои мысли и чувства, положу рядом и больше никогда не почувствую себя одинокой.

Маруся, как бы я этого ни хотела, на одном месте не задерживается, не слушает, навстречу не идет. Пыль с нее сдувают родители, няни, горничные. Я в ее жизни - всего лишь репетитор по русскому языку; и хотя некоторые правила его и особенности для меня ценнее молитв, я не могу произнести их так, чтобы Маруся услышала, и расстраиваюсь. Потому что икона обещала успокоение, а живая девочка восьми лет крадет у меня остатки терпения.

В сентябре я приехала к ней домой первый раз. Тяжелые двери богатой квартиры-лабиринта открыла её мама - строгая, не очень справедливая, холодно-красивая женщина, хозяйка большого дома, командир водителей и прислуги, мама расслабленной барыньки и сорванца-подростка, бабушка пятилетней принцессы.
- Маруся! Учительница пришла, иди готовься - командует она, запуская движение небольшой процессии в комнату ученицы. Сначала туда почти бесшумно улетает легкая Маруся, которая даже не здоровалась со мной; за ней шуршит когтями по паркету маленькая лохматая собака, затем уверенными шагами следует мама, позади осторожно иду я. Комната подсказывает, как понимать происходящее: двуспальная кровать, кукольный домик в рост самой девочки, два шкафа - с одеждой и книгами, тяжелые, почти музейные, шторы, письменный стол в духе 19-го века и маленькая подушка для маленькой собачки возле окна.
- Маруся, где твоя тетрадь по русскому языку? Надо показать учителю.
Девочка молчит, хмурит брови и сжимает губы.
- Куда ты опять её спрятала? Ну вот всегда она так. Маруся, поживее, у тебя урок!
Мама резко открывает ящик письменного стола, начинает перебирать тетради, блокноты, ручки, карандаши, наклейки, закладки, скрепки...
- Понимаете, мы писать совсем разучились. До школы она писала хорошо, а что делала в первом и втором классе, непонятно. Маруся, ну где тетрадь? А, вот она.

Девочка уже сидит на своём рабочем стуле, похожем на трон, и выкладывает на стол содержимое пенала: ручка, ещё ручка, десяток цветных карандашей, стикеры, ластик в форме пончика, большая четырёхцветная ручка… Инструментарий маленькой двоечницы, которая так напряглась, когда мама взяла в руки тетрадь, что стало ясно: учебные записи были много раз показаны чужим людям с резкими комментариями по поводу их качества.
- Вот, смотрите, какое безобразие, - листает мама тетрадь. - Здесь оценка явно завышена, должна быть галимая тройка, а стоит четыре. Кошмар же, ну?
Мне хочется то нагрубить ей, то попрощаться и уйти, но жалко девочку.
- Хорошо, я поняла. Сейчас посмотрим. Ну, Маруся, давай поиграем словами?..
Мама понимающе кивает и выходит. Я достаю из сумки блокнот и планшет. Маруся не двигается и не меняет выражение лица.
- Маруся?
Молча смотрит на меня.
- Ты знаешь, что слова имеют волшебную силу?
Тишина.
- Назови, пожалуйста, свое любимое слово. Любое, какое тебе нравится.
- Я не буду писать.
Тут я поняла, что слышу ее голос впервые с того момента, как вошла в квартиру.
- Я буду писать! Ты просто скажи.
Маруся глубоко вздохнула, немного подалась вперёд, и мы начали занятие. Я чувствовала себя аниматором, который играет с детьми на пляже. Где-то после полудня. Между несколькими часами их ковыряния в песке и плескания в волнах и дневным сном. В неудачное, короче, время, когда дети истратили запас сил, ждут обеда и общаются с аниматором только потому, что родители отошли в тенек за холодным. Кто-то же должен смотреть за ребенком, пока родителя нет рядом?

Я взяла большой белый лист, и мы начали игру. Она называла, конечно, какие-то слова, неуверенно выделяла их части и придумывала однокоренные; но между моими вопросами и предложениями уводила взгляд на край листа, где через десять минут уже было нарисовано маленькое семейство единорогов.
- Вам нравится? Я много знаю про единорогов.
Я растерялась совсем.
- Да, но….
- А какой вам больше всех нравится?
Мне не нравятся единороги. Как животные и как часть жизни этой девочки. И вообще все это мне не нравится - что за капризы, почему мама не настроила ребенка на занятие?
- А теперь давай откроем тетрадь и попробуем записать что-нибудь в ней. Число сегодняшнее, например.
Маруся снова вжалась в спинку кресла. Я видела, как ей плохо, но учитель во мне давила на газ, я отчаянно цеплялась за письмо в тетрадке, чтобы как-то оправдать свое присутствие в этом доме.
- Итак, какое сегодня число?
- Я не буду писать.
- Но…
- Я не буду ничего писать.
- Почему?
- Мама говорит, что я некрасиво пишу.
Так вот почему занятие такое невыносимое: мама была с нами. Ма-мы. С Марусей - ее, а со мной - моя, которая тоже всегда хотела, чтобы каждое действие я выполняла идеально.

Я начала путаться в проекциях и эмоциях, тело мякло, как будто из него вытащили скелет, а время нашей встречи не заканчивалось. Я все еще надеялась вернуться к русскому языку, но еще больше - сделать так, чтобы Марусе стало спокойно.

И в конце концов решила, что это хорошая цель - спасти девочку от тяжелых ассоциаций и чужого мнения. После занятия я сказала маме, что буду приезжать еще: да, пробелы в знаниях есть, но не все так страшно - повторим, исправим. Мама одобряюще кивнула.
Мы стали встречаться каждую неделю.
Маму я больше не видела - дверь всегда открывали то горничные, то Марусина сестра. Каждый раз происходило одно и то же: я входила в дом, меня принимали с молчаливой улыбкой, ни о чем не спрашивали и оставляли в коридоре. В комнату ученицы я всегда шла одна: она никогда меня не встречала. Не ждала.

Часто говорила, что все делает плохо и неправильно. На предложения откликалась с ленцой. На радостные мои "Давай смотреть твои любимые книжки", "Давай напишем историю про…", "А теперь ты придумываешь мне задание!" - медленно, с остановками на рисование радуг и единорогов, отвлеченными рассказами про животных. Я подхватывала одно - она цеплялась за другое; водила меня по перенаселенной стране своих фантазий, а я плелась за ней, утомленная, но все еще верная своей цели: спасти от неприятных ассоциаций.

К началу октября я привыкла. К трем домофонам на пути к двери квартиры (территория охраняется), молчаливым горничным (не с кем было поговорить об успехах ребенка), топотку маленькой собачки и капризам Маруси. Ее мама говорила со мной еще однажды, когда мы случайно встретились во дворе их дома. "Ой, как же так, я забыла вам сказать! Мы сейчас уезжаем, занятие придется отменить. Маруся, ты готова?". Я подняла брови, но возражать не стала и занятия не прекратила. Ну ее, эту маму; я не к ней сюда хожу. Я хожу к своей иконе с большими глазами и большой силой сопротивления, которая охраняет запасы любви. Я приезжаю сюда, чтобы замолить материнскую требовательность и отогреть доброе сердце. Я приезжаю сюда, чтобы спасти девочку. И себя.

Маруся тоже привыкла и стала заниматься охотнее. Понимая, как она любит сочинять, я придумывала творческие задания, и единороги стали медленно покидать свою семью на тетрадных полях. Тетрадь в широкую линейку перестала быть врагом, и Маруся каждое занятие что-нибудь записывала в ней. Я говорила ей о своих впечатлениях, радовалась успехам, и совсем не врала в этом. Не нравилось мне только то, что двигались мы медленно. Но ведь - вперед!...
А потом резко, с визгом, затормозили.

Как-то я придумала очень творческое занятие для нас. Радовалась затее и очень ждала встречи - вот как напишем сейчас живой рассказ! Приехала к ней, сдала пальто горничной, быстро прошла в комнату:
- Привет! А я такое нам с тобой приготовила! Сейчас расскажу все, а пока давай приготовим листы, фломастеры….
- А знаете, я вчера прочитала, что лошади умеют лечить людей! А еще знаете, что…
- Маруся, все в порядке?
- Да. А вы читали книгу про хомяков?
- Нет, не читала. Давай сегодня напишем с тобой самую добрую на свете историю.

Маруся не ответила. Я стала раскладывать перед ней фломастеры и заговаривать:
- Сначала нужно, конечно, придумать героев. Я знаю один волшебный способ…
- Я не умею.
- Маруся, как так? Ты же целую книгу написала, сама мне о ней рассказывала!
- Я ничего не умею, совсем ничего.

Девочка вытянула из кучи фломастеров черный и провела им по белому листу.

- Мама все время говорит, что я ничего не умею. Я очень люблю рисовать, а она говорит - "это очень плохо нарисовано, художники так не рисуют". Я никогда не стану настоящим художником, потому что маме не нравится.
- Маруся! Тут есть желтый фломастер, оранжевый…
- Понимаете, я живу ужасно, мне очень тяжело. Мама никуда не отпускает меня одну, потому что недавно у нас украли мотоцикл. Раньше я ходила в магазин, а теперь мне никуда, никуда нельзя. - На листе появились еще пять черных линий в случайном порядке. Рука, державшая фломастер, превратилась в кулак. - А еще она не разрешает мне выкладывать видео на Ютуб. Я очень хотела выкладывать свои видео, а она говорит - нельзя, чтобы все смотрели. А я знаю людей, которым разрешают так делать, и они намного счастливее меня!

Я уговаривала себя успокоиться. Бедная девочка. И - где-то я это уже слышала. Такие истории рассказывают мои знакомые - выросшие мальчики и девочки. Такую же историю рассказываю себе я, когда никто не слышит…
Бог с ним, с занятием. Не навредить бы девочке.
- Но ты же понимаешь, мама заботится о тебе.
- Мама меня не любит. Недавно я пыталась себя порезать - понимаете, брат рассказывает мне истории про монстров, я пугаюсь. Мне очень страшно, я не могу спать одна. Я прихожу к маме, а она говорит, что это все ерунда, что никаких монстров нет и чтобы я шла спать. А я пошла на кухню, взяла большой нож. Но не смогла - он очень большой.

Девочка не плакала. И говорила тихо. Но глаза ее смотрели на черные линии и явно ничего не видели.
Мы закончили занятие написанием очень страшной истории, где кто-то умер.
Я поняла, что мне нужна помощь профессионалов, и стала спрашивать знакомых учителей, как быть и что делать.
- Бедная девочка! Восемь лет, а уже проблемы с самооценкой.
- Ее нужно к психологу, а ты не заморачивайся, твое дело - русский язык.
- Да ерунда это все, она просто тебя забалтывает - ленится. Ты ее послушай, отвлеки и - оп! - переключи внимание. Все наладится.

Я хотела верить советам. Потому что чаще всего Маруся просто капризничала, общалась со мной так, как привыкла с прислугой в мамино отсутствие. Учитель, приходящий домой, - в чем различие с горничной? Но кое-что мешало видеть в ней только девочку из богатой семьи. У Маруси действительно были проблемы с самооценкой и высокая тревожность. Но не у нее одной. После каждого занятия с ней я чувствовала себя неуспешной и начинала думать, чтобы снять с себя невозможную цель, заняться собой. Напряжение копилось - перед занятиями я вся сжималась; понимая, что это может навредить нам обеим, я стала выдумывать способ разрядки. Не успела - и взорвалось.


Маруся сидела на своем троне и хмурилась.
- Не хочу делать тест.
- Это будет проверкой твоей суперсилы владения словами. Давай попробуем!
- Зачем? Не буду.

Во время паузы я услышала внутри себя истерику: "Сколько можно терпеть капризы этой избалованной девочки! Она все время ничего не хочет. Почему я должна ей все разъяснять - зачем это, зачем то? Я что ей, мама? Я учитель, она должна мне доверять, а не вот это все…."
"Но она похожа на тебя", - сказал третий голос во мне.
"Чем это?"
"Мама ее не понимает. Еще бы, у мамы все конкретно, точно, а девочка любит единорогов и сказки".
"Стоп, стоп! Я не буду больше спасать эту девочку. Пора спасать себя."
- Маруся, почему ты разговариваешь со мной грубо?
Пауза.
- И отвергаешь все, что я говорю.
- Я не… - девочка начала выходить из образа.
- Мне очень трудно, понимаешь? Я теряюсь, чувствую себя непонятой и ненужной.
Тишина.
- Я очень хочу, чтобы тебе было интересно, спрашиваю о твоих вкусах, но ты отказываешься…
Неужели единороги убежали?
- Мне больше не хочется стараться для тебя. До конца занятия ты можешь делать все, что тебе захочется.
И я отвернулась. Маруся не увидит моих слез, и я их не увижу, но услышу и почувствую.

Маруся молча взяла тест и с небольшим ускорением где-то в середине работы сделала его полностью. Я понимала, что простой совет из литературы о воспитании - "сообщайте ребенку о своих чувствах" - работает. Но я была слишком расстроена, чтобы отметить эту победу. Попрощались мы очень тихо.
В тот же день я позвонила ее маме и сказала, что не смогу больше приезжать.

- Как жаль! Но почему? Марусе так нравятся занятия!
"Ну да, как же", - ворчала я про себя.
- Не потяну нагрузку, сказала вслух, - нужно заняться здоровьем.

Встретились мы с Марусей еще только один раз в школе, где она училась: там работали мои друзья, и как-то днем я заехала к ним по делам. Марусин класс собирался на прогулку.
- Света! - приземлилась на мне девочка-ангел и обняла, положив на меня голову. Вот это подарок, неожиданный подарок небес.
- Как ты, Маруся?
- Хорошо! Мы гулять идем! - и улетела в раздевалку. Вышла через полминуты в незастегнутом пальто и шапке.
- А шарф? Там холодно!
- Да я всегда так хожу.
- Где твой шарф, Маруся?
- Нету, нету шарфа! Так нормально.
- Подожди, я тебе свой дам!
- Пока я бегала за шарфом, марусин класс ушел на улицу. Молиться больше было не на кого.

Я долго потом спрашивала себя, почему так неохотно, с надрывным скрипом рассталась с этой девочкой, и почему это решение - не встречаться больше - казалось таким верным и единственно возможным. Ответы пришли с задержкой.

Мне было страшно начинать эту осень - столько всего нового пришло, будущее размыто, поддержки нет. Я робела перед богатой семьей; я робела и перед Марусиной красотой - а может, просто вспоминала себя в детстве: те же большие глаза, белые волосы и лживое обещание счастливого будущего. Трогательная красота моей ученицы рождала материнское желание оградить, защитить, но куда я полезла со своими желаниями? В плотную, душную, бесчувственную, незнакомую - чужую жизнь богатого дома. Страх и робость мешали мне слушать себя и делать то же, что всегда, поэтому я цеплялась за чужое - мифический образ учительницы, которую слушают по умолчанию.
Я поставила неверную цель. Нельзя спасти того, кто не просит; детей вроде бы и спрашивать не принято - она и не просила, а я действительно не спрашивала! И неважно, что Марусе восемь лет, а мне - на целое совершеннолетие больше. Эта разница не дает мне права…
Я вообразила спасение. А спасение мое не в девочке с большими глазами, оно - во мне. Дети, особенно маленькие и ангелоподобные, всегда обещают начало новой жизни, - такой, какую обещала я родителям и себе в свои шесть-семь лет, когда была такая же большеглазая, белая и легкая; жизни, в которой нет страхов, боли и прочих режущих предметов. Но дети не могут дать новую жизнь; свои ли, чужие - с ними мы ее продолжаем, исходя из того, что есть. К тому же, у них свои режущие предметы.

А как было бы хорошо и просто, если бы ребенок приносил в мир взрослых обнуление!

Но ребенок рождается после запятой, которую мы ставим сами.

Март 2018
Made on
Tilda