Иллюстрации - собственность программы "Литературное творчество" в ОЦ "Сириус"
Приключения новых магов
В январе 2017 года мы с талантливой [художницей, педагогом, красавицей, спортсменкой] Валентиной Браташ придумали несколько персонажей для образовательного пространства НИИЧАВО им. А и Б. Стругацких*. Персонажи получились очень симпатичные и живучие. И если они родились в текстовой среде - разве могли они сами не стать героями текстов?..
НЕСКУЧНЫЕ КАНИКУЛЫ В НИИЧАВО,
ИЛИ РОЖДЕНИЕ НИИБЛОГА
- Текс, а ты в курсе, что происходит в других кабинетах и на других этажах? - спросил фон Слайд, пытаясь оторвать друга-редактора от книги.
Текстер поднял голову и нахмурил брови, думая.
- Нет, не знаю.
- А интересно?
- Ну....да.
- Вот и мне интересно, - оживился фон Слайд. - А давай... Текс!
Текстер снова смотрел в книгу.
-А?
-Ты газету нашу читаешь?
- "Передовую магию"? Конечно. Коротко и емко, просто здорово.
- А может, нужно что-то еще? Может, какие-то истории - подлиннее, почаще?
Текстер наконец оторвался от книги.
- Слушай, а ведь и правда. Нужно, чтобы мы больше общались, узнавали и писали друг о друге, заодно и стажеров привлекали. Надо что-то....Что-то...
- Текст, все просто, - фон Слайд застыл, закрыл глаза и медленно произнес. - Нам нужен блог.
- Блог? Блог??
- Блог, блог. НИИБЛОГ. Странно, что мы раньше об этом не подумали.
Текстер поднял правую бровь.
- А редактировать его кто будет?
- Ты, конечно. Я помогу тебе все оформить.
- Но...
- Нам нужен блог, Текс! Давай, пиши пост-легенду, запускаем рубрику в НИИЧАВО.
И фон Слайд победно взмахнул плащом.

Текстер вздохнул, сел за стол и написал:
"Маги и стажеры! Не кажется ли вам, что для эффективной работы нам надо сблизиться и узнать друг о друге больше? Вдохновлять и подсказывать? Думать, спорить, рассуждать?...
Самый простой способ - писать друг о друге, о нашей работе в НИИЧАВО. Короткие и длинные посты зарисовочнового, очеркового, размышляющего характера. Главное, чтобы, читая их, мы больше узнавали друг о друге, о нашей работе, о НИИЧАВО и о нашем писательском мире".

И внизу добавил, конечно же, хештег: #нииблог
И стал ждать, когда маги и стажеры загорятся идеей, начнут присылать тексты... И неожиданно написал первую историю сам.
ОбновЛЕНИе
- Текс, привет! Ко мне сестрица приехала, говорит, что очень хочет тебя видеть. Мы зайдем к тебе в кабинет через полчаса! Ставь чайник, печеньки принесем.

Текстер обреченно шмыгнул носом и закинул телефон в портфель. У него не было срочных дел, но очень захотелось таковые выдумать и сразу же за них ухватиться, только бы не разговаривать с Братцем Плагиатцем и Сестрицей Пустой Страницей. Эта парочка всегда нарушала порядок мыслей и вдохновенный покой полным отсутствием логики в рассуждениях и нежеланием искать смыслы. Такое поведение надолго выводило трепетного Текстера из себя. К тому же он всегда боялся, что брат с сестрой отправятся к стажерам, наговорят им лишнего, а потом маги Воображариума откроют Canvas, и...

Но срочные дела не придумывались.
- Ладно, - сказал Текстер портрету Владимира Даля так, будто Даль его в чем-то убеждал. - Попробую поговорить с ними так, чтобы узнать что-то полезное. В конце концов, лениться тоже надо уметь - может, они расскажут, как это вообще делается.
Брат и сестра явились, конечно, позже, чем обещал Плагиатец. Зато с тортом.
- Ой, как пыльно тут, аапчхи! Кошмар какой, - заявила Пустая Страница. - Ну, как у тебя дела?
- Хорошо, работаю, - честно ответил Текстер. - Формулирую новые задания для стажеров, редактирую тексты прошлой смены, пишу статью в научный сборник...
- "Хорошо" и "работаю" - так не бывает. Работать - это плохо! - вмешался Плагиатец, который как раз закончил резать торт.
- Согласна! Лучше торт есть, - сестрица взяла самый большой кусок и потеряла интерес к собеседникам.
- Слушай, Плагиатец, но ты же в НИИ работать приходишь. Или нет? - спросил Текстер.
- И да, и нет. - Плагиатец улыбался. - Прихожу, что-то делаю. По коридору хожу, на другие этажи, бывает, заглядываю. С охранниками болтаю.
- Пишешь что-нибудь?
- Зачем это? Все написано до нас. И за нас, - Плагиатец противно хихикнул.
- Но на тебя смотрят стажеры! - Текстер начал терять терпение. - Как же они научатся генерировать и формулировать мысль, чтобы писать эссе, рассказы, исследования, которые поддержат человечество и укажут путь к...
- А ты в курсе, почему я не могу писать? - прервал Плагиатец.
- Нет, не знаю.
- Сел я как-то за стол под руководством очень красивой и очень глубокой мысли. К ней уже начали подбираться словоформы, как вдруг я посмотрел на Сестрицу... Она была такая пустая, что я испугался и не смог пошевелить рукой.
- И?..
- Ну, что....Пустая Страница смотрела на меня, а я на нее. Пустота, если хочешь, сковала мою волю. Тут вмешался стыд: ну как я мог своими слабенькими мыслями испортить чистоту? И я...
- Полез в интернет.
- Нет, я сначала книгу с полки взял. Думал, прикрою пустоту, оттуда скатаю. Но потом все-таки полез в интернет - решил, что так меня, может быть, и не поймают.
Текстер начал понимать.
- То есть ты хочешь сказать, что плагиат рождается от страха?
Плагиатец ответил не сразу:
- Да, что-то вроде того. И от стыда. И от лени еще. Знаешь, что это такое?
- Нет, - соврал Текстер.
- Лень - это когда мысль о работе делает тебе плохо. Больше усилий - больше страданий. А надо стремиться к тому, чтобы было хорошо, поэтому - лень.
- Но... - хотел возразить Текстер.
- Все, хватит болтать. Я устал.
Текстер переводил взгляд с брата на сестру. "Надо же, как все просто. Страх, лень, стыд... Надо поработать над этим..."
- Братец, а что еще можно у вас тут посмотреть? У Текстера скучно, - заныла вдруг Пустая Страница.
- Можно сходить в Виварий. Это почти как зоопарк.
- Здорово! Идем, идем в Виварий! Текстер, ты с нами?
- Нет, - Текстер отвел взгляд. - Нам с вами не по пути. Хорошего дня.
Брат и сестра ушли, а Текстер сел за рабочий стол. Включил компьютер, открыл новый файл...
- И не страшно совсем. Подумаешь, пустая.... Главное - начать.

И углубился в работу.
ПРИБЛИЖЕНИЕ ДАЛЬНИХ
Портрет Владимира Даля, висевший на стене кабинета Текстера, покривился. Точнее, покривилась рама, а сам портрет - сосредоточенное лицо человека с длинными волосами и бородой - оставался ровным и сосредоточенным. Рама висела на двух маленьких гвоздях, торопливо забитых фон Слайдом (он самый высокий и сильный - мог справиться без табуреток и лесенок) в тот день, когда Текстер въезжал в кабинет. Наверное, с одним из гвоздей что-то произошло - механическое или магическое, - но Текстер ничего не замечал.
Смотреть на стены было некогда: он видел перед собой только тексты. Иногда перед глазами появлялись лица друзей и коллег, но июль - такой месяц, когда глаза видят эти лица реже, чем в остальные одиннадцать. Поэтому Текстер начал забывать их - или о них, и все глубже уходил в работу.
Среди привычных редактуры, правки и чтения обнаружился новый вид работы - деловые письма. Текстер не любил внешние контакты, потому что с людьми, которые не работают в НИИЧАВО, обычно было трудно общаться. Они не понимали ни сути, ни миссии чародейства, волшебства и литературного творчества и постоянно навязывали что-то свое - тусклое, плоское, а иногда и откровенно тупое. Этот шум ломал ритм привычной суеты НИИЧАВО, и Текстер злился: так нельзя работать, если они не понимают!.. Но не писать письма совсем он не мог. Если ты работаешь в серьезном учреждении, возьми себя в руки и вежливо кивай коллегам, партнерам и сочувствующим. Вдруг это обернется пользой для развития института? И сделает человечество счастливее?
Текстер писал приглашение для партнерской организации - пусть присылают своих стажеров. В начале лета Шапка Альманаха показал Текстеру сайт этой организации и упомянул, что было бы неплохо подружиться. Очень было бы неплохо. Настолько, что это сильно расширит известность НИИЧАВО, поможет стажерам-выпускникам найти себя в работе. "Только вот, - тихо говорил Шапка, - сложно с тем руководством договориться. Ты уж, - шептал уже он, - подбери особые слова".
Текстер честно подбирал. Искал, собирал, перекладывал. Составлял предложения и распускал их. Слова бегали по экрану монитора, пытаясь устроиться не там, где надо, или убежать с листа.
- Да ну, - говорил Текстер сам себе. - Не может такого быть. Я же только и делаю, что читаю и пишу. Столько слов в голове, столько искр из-под пальцев, а письмо написать не получается.
Потрет Владимира Даля тихо скрипнул на стене. Текстер не слышал.
- Еще раз. "Добрый день! Руководство НИИЧАВО им. А. и Б.Стругацких...." Как плоско, гадко! - расстраивался Текстер.
Потрет описал круг, удержавшись на одном гвозде, и с глухим стуком упал на пол. Текстер повернулся на звук.
- Владимир Иванович!...Владимир Иванович, как же так! Простите, простите!
Быстро поднял портрет и бережно положил на стол. Даль морщился.
- Неприятно, однако, - сказал Даль. - Как ты это объяснишь?
- Простите, - еще раз извинился Текстер. - Что-то с гвоздем. Наверное, в соседней лаборатории проводили опыт, отразившийся на состоянии стен. Фон Слайд приедет, попрошу его вбить новые гвозди.
- Ладно, верю. - Даль сильно зажмурился, открыл глаза и посмотрел на монитор. - Чем ты тут занимаешься?
- Пишу письмо.
- Какое еще письмо? Я думал, в ваше время письма никто не пишет.
- Деловое. Хочу пригласить новых стажеров из одной организации, которую Шапка Альманаха рекомендовал.
- Вот оно что.
Портрет не продолжал, и тут Текстер вспомнил: Владимир Даль прекрасно управляется со словами. Полвека собирал и загнал их в одну большую книгу, которую сам Текстер хоть и редко, но берет с полки, чтобы проверить себя.
- Владимир Иванович! Слова от меня убегают.
- Это как так? - удивился Даль.
- Не складываются в текст. Письмо небольшое, но никак мне его не написать. Четыре часа мучаюсь.
Даль молчал. "Неужели вспоминает, как собирал свой словарь?" - подумал Текстер.
- Владимир Иванович! Как вам удалось собрать столько слов в одну книгу?
Даль улыбнулся, Текстер тоже - в ответ.
- Не знаю. Правда не знаю. - Текстер тихо ждал, когда великий лексикограф найдет ответ. - Я делал это так долго, что со временем вошло в привычку - искать слова и их значения. А может, в другом дело. Я очень хотел, чтобы словарь получился, и в самом начале работы представлял, как он будет выглядеть. А! - оживился вдруг Даль. - Вспомнил! Я его делал параллельно с другой работой и никуда не торопился.
- Но я не могу не торопиться, Шапка просил, у набора есть сроки... - начал возражать Текстер.
- Еще скажи, что другой работы у тебя нет, - прервал Даль. - Отложи письмо, потом допишешь. Этот текст не важнее, чем остальные. Зачем его так выделять? Не напишешь - не развалится институт. А то глупость какая - делать значимым маленькое письмо, работая над ним дольше, чем над проверкой текстов!
Текстер не мог возразить. Он теперь обвинял себя в том, что слишком преувеличил значение этого письма.
- Спасибо, Владимир Иванович. Я понял, что перестарался.
Даль улыбнулся в бороду.
- Владимир Иванович, пока фон Слайд не вернулся и не укрепил вас на стене, где вам было бы удобнее находиться?
- Давай я у тебя на столе постою, - ответил Даль. - Чтобы ты не забыл, о чем я болтал сейчас.
Текстер улыбнулся академику и осторожно поставил раму возле компьютера. Когда Даль замер в привычном портретном положении, Текстер снова направил взгляд на экран, стер все буквы и написал письмо от начала до конца.
- Вот так. Попозже отредактирую, - и пошел ставить чайник.
ТРИЕДИНСТВО, или ОТКРОВЕНИЕ О ЛИТЕРАТОРЕ
- Как не вовремя, как же не вовремя... Конференция магов, новые технологии науки и творчества, понимаешь ли... А кто здесь порядок держать будет?..
Текстер шел по главному коридору НИИЧАВО без цели и понятного направления. В своем кабинете он уже не мог находиться: пол был завален бумагами, компьютер горел от напряжения. Трудно работать в начале лета, когда часть коллег уехали отдыхать, а некоторые стали слишком лекгомысленны, потому что на улице потеплело. Трудно работать, но надо: авторы и читатели ждут "Альманах". А главный знаток текстов - блистательный Шапка Альманаха - уехал на свою конференцию.
Перед отъездом Шапка сказал:
- Надеюсь, ты понимаешь: я еду не ради красивых фотографий и фуршета (хотя это тоже важно), я еду общаться с коллегами из других институтов. Нам пора что-то менять, но пока не знаю, что именно. Хочу найти ответ на конференции. Все тексты, написанные стажерами в мае и июне, остаются на тебе. Выбери, пожалуйста, что-нибудь стоящее.
Текстер не успел ответить: Шапка сел в свой бумажный самолет и улетел. Рыжий маг покорно засел в рабочем кабинете, читал, думал, правил, снова читал... Заходила мисс Часс:
- Привет! О, ты в работе... Не буду отвлекать. Кстати, ты помнишь, что в новом выпуске "Альманаха" должны появиться июньские лингвистические исследования? Шапка говорил на последней встрече.
- Какие? Что? Ах, да... - Текстер устало вздохнул. - Чуть не забыл, спасибо.
На пятый день такой работы Текстер не выдержал и вышел из кабинета в главный коридор. Перед его уставшими глазами проплывали предложения из эссе, рассказов и исследований. Эссе одновременно пугали и радовали своими серьезными рассуждениями о правдивости антиутопий и недоступности собственного носа. Авторы рассказов прощупали все грани жизни и виды отношений, но часть из них были фантастическими, и казалось, что все вместе они не смотрятся. На титульном листе каждого исследования стояла резолюция ученого совета и помещались короткие доброжелательные, местами даже восторженные отзывы: актуальность, глубина, размах научной мысли!.. Все это радовало, но под одну обложку не складывалось. И тут...
- Привет! - Текстер почувствовал что-то тяжелое на правом плече. Туда приземлился крупный белый голубь, который говорил прямо в ухо магу. - Дорогу в Виварий не подскажешь? Заблудился.
- Нет, не подскажу. - Текстер все еще видел слова перед глазами.
- А ты чего ватный такой? - спросил голубь, мигая глазами.
- Устал. Сложная работа.
- А ну-ка? Я в задачках силен. Нас в Виварии хорошо кормят.
- Тогда подумай со мной.
Текстер объяснил голубю, что он делает сборник лучших текстов стажеров, но тексты настолько разные, что сборник получается...
- Странным? А чего странного-то? У вас учреждение как называется? НИИ ЧАВО - научно-исследовательский институт.
- Да. Имени А. и Б. Стругацких, между прочим.
- Ну так, а они кто?
- Писатели... - Текстер понял. - Писатели-фантасты! Писатели - и фантасты! Которые писали книги про ученых! Наука, литература и фантастика - триединство Стругацких!
- Поздравляю с открытием, - голубь почесал клювом перо у правого крыла.
- А я-то в мае все время думал: что это стажеры с томиками фантастики по коридору бродят? Раньше все классику читали, а тут Стругацких да Лема... - Текстер рассуждал вслух. - Триединство Стругацких: наука и литература через настоящее открывают нам будущее. Ученые и писатели делают одно и то же разными методами и... Неужели! Часто ученый и писатель - это один и тот же человек! Стажер НИИЧАВО!..
Текстер выкрикнул последнюю мысль так громко, что попугай перелетел с его плеча на спинку стула, оставленного в коридоре. Рыжий маг немного потанцевал, радуясь своим мыслям, и с криком "Надо записать!" убежал в сторону рабочего кабинета.
Голубь следил взглядом за бегущим магом, пока дверь кабинета не захлопнулась где-то вдали.
- Кажется, все писатели и ученые немного безумны, - думал он. - Но для того, чтобы разбираться в настоящем и проектировать будущее, смелость нужна немалая. И толика безумства, конечно.
Голубь посидел на спинке стула еще минуту и полетел в противоположном бегу Текстера направлении: все-таки очень хотелось найти Виварий.
*НИИЧАВО им. А. и Б.Стругацких - игровая реальность программы для одаренных школьников "Литературное творчество" в ОЦ "Сириус".
Made on
Tilda