АЛЕКСАНДРА ПЕРВАЯ
Фотографии: Ольга Василенко, личные архивы выпускников Гимназии №526
Зал гудит и пестрит: летают полы пальто и шуб, свободные руки приветственно поднимаются над головами - несвободные укачивают цветы; в рядах балкона перемигиваются большие и маленькие объективы, в партере мелькают все оттенки бордового, белого и серого. Непонятно, куда смотреть, на что ориентироваться, все готовятся к одному - торжественному! - событию, но каждый по-своему.
Ровно в половину четвертого часа сцена перестает быть пустой; как только появилась основа - самые младшие хористы - тут же выросли и крылья: с обеих сторон выстроился хор выпускников. "Мы повторяем или уже выступаем?" - спрашивают меня. "Вроде время - начало, значит - концерт!" - бросаю через плечо назад. Вспоминаю первую строчку гимна и смотрю на дирижера: ее сила, огромная внутренняя сила собирается внутри, чтобы разойтись по всем направлениям. Стремительные складки длинного черного платья уходят в пол, чтобы стоять крепко; энергичные руки поднимаются вверх - их движения должны увидеть и понять хористы всех рядов и возрастов; взгляд ищет встречи с теми, кто стоит на сцене - необходимость контакта. Пора начинать концерт. "В исполнении сводного хора гимназии звучит "Гимн Санкт-Петербурга"!". Я пою в сводном хоре, смотрю на дирижера и думаю о том, как много общего у нее с Петром Первым, который основал Санкт-Петербург; какую большую историю, заметную многим, они сделали. И пусть поэтому она будет - Александра Первая.
I

Александра Первая Васильева основала хоровую студию в гимназии №526 Московского района в 1993 году. Через пять лет я поступила в первый класс, уверенно выбрала букву "а" в приставке к номеру и заявила, что хочу заниматься музыкой; это было возможно только в классе "а" - единственный из параллели он был музыкальным, то есть ученики имели в расписании хор и сольфеджио. Вообще-то в моей семье думали, что слуха у меня нет, а тут я вдруг - и в хор, и на пианино, и за нотную грамоту. А как можно не потянуться, если тебя ненавязчиво и уверенно приглашают и ведут?

Конечно, в первом классе мы те еще певцы: сбивчивые, ненастроенные голоса, невнимательные взгляды, короткие детские песенки в репертуаре. Но к Новому году готов небольшой мюзикл - белочки и звездочки поют кое-как, но поют! А весной нас выводят на сцену Николаевского дворца - высокие потолки, колонны, белый рояль, того же цвета банты и колготки и черный бархат платья дирижера. Большой отчетный концерт. На сцену после нас выходят поющие старшеклассники, и становится понятно - мы часть чего-то грандиозного, и руководит всем этим Александра Николаевна в черном бархатном платье.

Концертные платья дирижера - как часы: показывают точное время и помогают сделать заметку в памяти, чтобы потом не пролистать важное воспоминание определенного года. Концертное платье - то, что отделяет особые случаи от будней; то, что всегда дает опору и помогает сосредоточиться; то, что ведет за собой в чистое пространство гармонии и хористов, и зрителей. Черный бархат - это мое детство, начальные классы, прямая юбка и белая обшивка лифа - средняя школа. Дальше какой-то провал (я пела в хоре до последнего класса, но в подростковом возрасте были какие-то перебои - может, потому и не помню платья), а после выпуска - прозрачные рукава и уверенные расклешенные юбки. На репетициях Александра Первая, как положено всем нам, "в рабочем", потому что репетиция - это тяжело, долго, много раз одно и то же, отдельно каждая партия и все вместе; и вообще-то города строятся руками, которые вместе с одеждой плотно покрываются пылью материалов, зато как приятно потом в торжественный день показать - вот оно все, что мы построили! Концертное платье показывает время мимолетности красоты: выступление невозможно остановить или повторить. Вот оно - то, что мы!...

На праздничных школьных и крупных отчетных концертах всегда выступает несколько хоров: младший, средний и концертный. Мы, младшенькие в белых колготках, вздыхаем по концертным воротничкам старших; знаем, что через несколько лет будем тоже в старшем хоре, просто надо подрасти. Научиться. Поставить голоса. И внимательно следить за рукой дирижера.

II

- На сцене - хор выпускников гимназии. В исполнении хора прозвучат произведения...

Десять лет, как я закончила школу. Двадцать пять лет хоровой студии. Выступление в Петрикирхе каждую пятилетку: этот зал тоже работает теперь, как часы. У времени много странных свойств, и глядя на лицо и руки дирижера, я замечаю одно из них: Александра Первая передо мной - и как будто не было двадцати лет с момента нашего знакомства, десяти-пятнадцати с того осознанного периода со-творчества, пяти с предыдущего концерта. Она как будто не изменилась, а я чувствую себя, как всегда чувствовала в хоре: основательно, уместно, свободно - нет времени, нет пространства, ничего нет, кроме музыки и жестов.

В пятом классе меня приняли в концертный хор, и началась интересная гастрольная жизнь - в районе и в городе. Мы стали завоевывать иные земли и куда-то открывать окно. Неожиданно наш коллектив подружился с хором мальчиков из Латвии: зимой мы приняли их у себя, вместе выступали в Капелле, а в конце весны поехали к ним. В шестом классе была Финляндия - удивительные школы, удивительные дети, не вспомню даже, что мы пели для них, помню только, что ходят они по школе босиком. Восьмой - это Чехия и Польша, сниженное внимание к хору, повышенное - к чешскому пиву. Как так получилось, что наши голоса нужны были в других странах? В родном городе само собой: Александра Первая постоянно заявляла нас участниками всевозможных конкурсов, и мы "отстаивали честь гимназии", как будто не было понятно, что мы и так - сама честь. Мы очень хорошо звучали и очень любили петь. И Александру Первую любили. Измерить трудоемкость ее работы тогда я могу только сейчас: не с потолка же конкурсы и гастроли валились, их надо найти, организовать в них присутствие хора и хор этот, который все время расползается по школе (певцы возрастов с 5-го по 11-й класс, ну нереально же) туда сопроводить. Это все она делала, своими руками.

И было ведь что-то еще, кроме рук!..

Было что-то еще, кроме хора, кроме беспощадного вчитывания в ноты и повторения партий разных голосов много раз подряд. Что-то более широкое, общекультурное, выходящее за стены и потолки гимназии; сильная духовная идея - честная, с последовательной раскладкой мотивов, уместных для каждой возрастной ступени. Мы вроде бы просто пели - но в старших классах вдруг оказалось, что в нас выросли, воспитались души, мы научились глубоко чувствовать красоту. Когда я была в пятом классе, умерла учительница гимназии - имени уже не вспомню. К тому возрасту у меня не было опыта столкновения со смертью, едва ли я понимала что-то о таких переживаниях. Понедельник, шестой урок, по расписанию хор. Мы разучивали тогда Miserere - помню сейчас только это первое слово и то, что партитура занимала половину странички. Александра Первая пришла на урок с очень печальным лицом - такая живая печаль, доступная тем зрелым личностям, которые никогда не спешат нарушать тишину выбросом переживаний; печаль, которая может двигаться от сердца только туда, наверх, в общее какое-то пространство. Мы пели Miserere, Александра Первая смотрела в потолок, а я на нее - никогда не видела такого лица. Я очень сопереживала, потому что любила, как умела, и не хотела, чтобы она плакала; а я почему-то очень боялась, что она заплачет - как будто слезы делают больно. Не могу сейчас утверждать, что все это - смерть учительницы, лицо дирижера и реквием - были связаны, но в памяти остались таким трио. Очень красиво. Не стоит ворошить.

Много было общих переживаний хора, но личные, интимные почти, все-таки важнее. Ничуть не бледнее реквиема держится в памяти картина, как по пути из столовой в хоровой класс я прямо на ходу окольцовываю Александру Первую крепким объятием. Я тогда еще гораздо ниже ее ростом, умещаюсь под плечом; кажется, мы прямо же на ходу (жизнь в Гимназии плотная, стремительная, дел всегда много) сознаемся друг другу в привязанности. Мне удавалось и удается находить уверенных лидеров, с которыми мы можем любить-меняться: они дают мне почувствовать себя собой и открыть внутри лучшее, а я отвечаю вниманием и преданностью. Только так можно сделать что-то красивое. Александра Первая была той, за кем хотелось идти, потому что она предлагала безвозмездное, честное погружение в мир музыки, всегда вела вперед, не давала стоять на месте - но и не настаивала на чрезмерном, не звала на нереальные высоты. Это очень про любовь - и я любила открыто, честно, и ее, и музыку. И себя чувствовала - оберегаемой хором, любимой.

Музыкальная жизнь в старших классах стала еще интереснее. Хор - только концертный,
часто вовсе ансамблевый состав, так все заняты. Я заканчиваю учиться играть на фортепиано, в школе появляется хрупкий рояль 1913 года выпуска; наступает время экспериментов - и я аккомпанирую солисткам и маленькому ансамблю. Хор участвует в конкурсах - кажется, там появляюсь и я. Но чем ближе 11-й класс, тем меньше времени на музыку: надо поступать, учить, определяться. Стыдно - я пропускаю репетиции и прячусь от Александры Первой. Но школа маленькая, невозможно не встретиться, и я прячу взгляд, когда дирижер находит меня возле гардероба и грустно спрашивает, почему я не прихожу петь. А я что, я ничего; я люблю все так же, но кругом говорят, что музыка не нужна во взрослой жизни, и я как будто - не виновата же! - предаю свою любовь. До поры - предаю. Но - настоящее не уходит.
III

- "А ну-ка песню нам пропой веселый ветер, веселый ветер, веселый ветер!..."

Юбилейный концерт завершается исполнением бодрой детско-советской песни с добротным педагогическим текстом. Передо мной возникли несколько рядов рослых хористов-школьников. Я радуюсь, что можно расслабиться и не особенно держать лицо и фигуру - молодые подержат. Но где-то там, в самом первом, невидимом для меня ряду маршируют дошкольники - дети хористов-выпусников.

Александра Первая называет этих детей "хоровыми внуками". Что очень легко объясняется: она вырастила одних детей в прямом смысле этих слов, у тех детей теперь тоже - дети, тоже - поют, всегда на репетициях с мамами и папами. Десять лет назад "внуков" не было. Пять лет назад они были, но не пели. Слово "внуки" к Александре Первой не клеится, но вообще-то двадцать пять лет - это очень большая часть общей жизни, целое поколение, осязаемый воздушный мост между прошлым и будущим. В нашем городе маленькие новоселы, здесь хорошо, здесь хочется жить - это ли не успех основателя?

Хор выпускников выступает в черном; это элегантно, красиво, сдержанно и, если верить актерской практике, помогает убедительно разворачивать огромную палитру эмоций - черный фон не отвлекает. Большая часть хористов с трудом вспоминает, в каком году отметили школьный выпуск. Я помню четко - 2008 год. Пятнадцатилетие хора - я на первом курсе; двадцатилетие - заканчиваю журфак. Эти пять лет почти стерлись. А вот жизнь между 20-ти и 25-тилетием кажется нереально длинной, отдельной от всей остальной. Палитра выступления сделана из опыта; много чего откликается на произведения в нотной папке. И тут время показывает очередное странное свойство: на вопрос "Изменилась ли я за эти годы?" отвечаю - и да, и нет. Когда я смотрю на руки Александры Первой и слышу привычные жесткие команды, кажется, что: "Я все такой же. Сердцем я все такой же. Как васильки во ржи, цветут в лице глаза". Но я замечаю рядом тех, кто только заканчивает школу; точно-точно, я уже не та, что десять лет назад.

Но в хоре важно только - что ты поешь, чисто ли, смотришь ли на руку, слушаешь ли соседа. Остальное на время репетиции и особенно в концертный час не имеет значения. Хор - показательная модель гармоничных отношений в любом сообществе. Состоит оно (сообщество) из личностей - сильных, конечно же, красивых. Их, разных, объединяют по списку: любовь к музыке, способности к музыке и желание следовать за руководителем. Общее становится основополагающим; поэтому мимолетная красота выступления понятна и близка слушателю - и в этот момент единение душ торжествует. Общая цель - создать гармонию - руководит работой; где нет общей цели, нет ни любви, ни красоты, только отдельные личности, которым невелика цена без чистого желания совместного созидания.

Повезло нам встретиться и остаться вместе, следуя за энергичной душой и сильными руками Александры Первой - Александры Николаевны, АН для хористов. Первая - единственная, сильная, надежная, верная себе. Мы верны ей. Я верна ей. Потому что рядом с ней, на пути к гармонии, я чувствую себя собой.

Март 2018
Made on
Tilda